6

Окт

Проблемы брендинга

Март 4 2008 Брендинг

Проблемы брендингаЗавел недавно дискуссию о стратегиях развития бренда в России, завел, потому что хотел сам себе доказать, что профессионализм российских бренд-менеджеров растет. Ничего утешительного я для себя не нашел, но вырисовалось несколько типичных ошибок, которыми страдает рынок брендинга. Вот об этих проблемах я и поведаю вам сегодня.

1. Эксклюзивность бренда

Многие говорят, что бренд должен быть эксклюзивным, а следовательно, должен преследовать политику максимальных отличий от конкурентов.

Это, конечно, так. Но торговая марка, которая пытается стать брендом, должна пройти несколько шагов перед тем, как выйдет в ситуацию презентации эксклюзивности. Дело в том, что бренд должен быть публичным. Он должен проводить работу с целевой аудиторией и развивать коммуникацию на новые группы потребителей. Это значит, что каждая марка должна информировать потребителя о своей жизни. Каждая марка должна превратиться в источник уникальной, а главное нужной информации.

Некоторые корпоративные блогеры, да и обычные тоже, пытаясь ответить на некий проблематичный вопрос, делают следующее: “Есть одна хитрость, но о ней я не расскажу”. Когда я вижу такое, то сразу же перехожу к другой странице или ухожу из сайта вообще и навсегда. Дело в том, что бренд тем и важен, что он не прячет информацию, а пытается максимально понятно рассказать о новых тенденциях и направлениях на профильном рынке. И как раз в этом объеме знаний и заключается его эксклюзивность. Чем более умный и квалифицированный бренд, тем более он эксклюзивный. Эти знания и приводят его к тому, что каждый потребитель, цитируя “слова бренда”, высказывает ему свое почтение и указывает на отличие от конкурентов.

2. Маркетинговая фикция

Многие говорят, что маркетинг, создающий бренд, должен быть управляющим звеном, но это нереально, потому что…

Это, конечно, так. Но! :) Брендинг – это ряд маркетинговых действий, исходящих изнутри компании. То есть маркетинг управляет брендингом, маркетинг является единственным источником цензуры брендинга. Представим, что мы создаем бренд для локального рынка, основным критерием выбора которого является лояльность потребителя и гибкий ценовой сегмент. Если делать ставку на лояльность, то она формируется посредством маркетингового действия по имени мотивация. Если делать ставку на ценовой сегмент, то формирование стоимости товара или услуги, это также маркетинговое действие.

И тут мы подходим к основному критерию подчиняемости маркетинга. Скажите мне, глупому, как маркетинг может быть управляемый продажами, если стратегию продаж и стимулирование сбыта разрабатывает маркетинг?

Если ограничиться тем, что маркетинг это “угрюмый менеджер в коморке за последней дверью справа”, то компания интуитивно выбирает маркетинговые инструменты, исходя из потребностей рынка, следовательно, она потакает потребителю, становясь тормозом в развитии маркетинговых инструментов сектора. Снова же, если представить, что компания работает на рынке без помощи маркетинга, но при этом ведет рекламную коммуникацию с потребителем, то кто даст гарантию, что компания производит стратегически верные капиталовложения в свой бренд? Ведь реклама и PR – это дети маркетинга.

3. Потребитель управляет рынком

Многие говорят, что маркетинговые исследования являются основой для развития бренда и становления CRM в компании.

Это, конечно, так. Но… Кто-нибудь пытался спросить у потребителя, почему он купил этот товар, а не какой-то другой? Попробуйте у себя спросить. Задайте себе вопрос: “Почему я покупаю эти огурчики, а не другие?” – и вы получите ответ: “Мне нравится вкус”. Нет-нет, до того как вы попробовали, вы должны приобрести этот товар. Давайте еще раз: “Что меня подвигло на первичную покупку этой марки и ее товара?”. Ну и как, нашелся ответ? Мне почему-то кажется, что аудитория разделилась на три равные части, которые ответили так: “Попробовал у друзей, или друзья порекомендовали”, “Понравилась этикетка, и я купил”, “Товар по цене был нечто средним среди предложения, и я решился на его приобретение”. И останется один процент людей, к которым я себя причисляю, которые ответят: “Мне понравилась рецептура и как выглядит сам продукт потребления, вот и приобрел”.

А теперь после сказанного скажите мне, какое маркетинговое исследование даст ответ на вопрос о том, как должны выглядеть огурчики и какая рецептура должны применяться для того, чтобы их покупали больше, чем другие марки? Или какое исследование ответит на вопрос, что подвигло меня ткнуть вилкой в тарелку с огурцами, когда я кушал лазанью? Никакое! Более того, в данном вопросе крайне необходимо полагаться на чутье маркетингового отдела, который пишет стратегию сбыта марки и прогнозирует алгоритм покупки. Разве вы не слышали о такой теме, как “прогнозирование алгоритма покупки”? Простите, а чем, по вашему мнению, занимается мерчандайзер? Или для чего существует алгоритм визуального выбора товара? Хм…

И так, маркетинг бренда, то есть политики стратегического маркетинга управляют рынком и манипулируют потребителем, ровно также как и конкурентами. Каждую маркетинговую концепцию надо строить на манипулировании и психологическом воздействии. Если ваша компания считает, что потребитель управляет рынком, то можете смело взращивать собственный бренд и припадать на колени перед каждым потребителем. Если вы подумали, что я далеко отошел от стратегии CRM, вы заблуждаетесь. Первый закон CRM гласит: “Потребитель, ориентированный на бренд, позволяет управлять собой при планировании потребления”. Следовательно, производя повторную покупку, потребитель уже подтверждает свое желание быть марионеткой в руках бренда.

4. Рекламная коммуникация

Многие говорят, что при выборе каналов рекламной коммуникации следует исходить из бюджета кампании и целей рекламной кампании.

Это, конечно, так. Но (это последнее НО)… Определяя каналы рекламного воздействия, необходимо учитывать целевой рынок. То есть, сегментируя потребителей на возрастные и социальные группы, необходимо разработать рекламный образ, который выделял бы ценности бренда для каждого сегмента потребителей. Исходя из рекламных образов, необходимо подбирать источники коммуникации. Также необходимо проанализировать наибольшую активность конкурентов. Анализ даст понимание каналов инвестиций в коммуникацию и ответит на вопрос: “Откуда приходит больший процент потребителей?”.

Бюджет кампании не имеет особо значения, если прогнозируемый сбыт превзойдет первоначальные цифры. Скажем так, если ориентироваться на один источник рекламной коммуникации и наполнить его существенным финансовым фактором, то это может быть хуже, чем использовать несколько каналов при “небольших” капиталовложениях и наоборот, все зависит от конкретного рынка.

Рекламная коммуникация никогда не станет источником дохода компании, если маркетинг в компании работает, не используя алгоритмы потребления бренда и товара. Так же рекламная коммуникация не будет эффективной, если рекламные площадки мало посещаемы целевым сегментом потребителя. И последнее, в случае нераспределенного потребления встает проблема неэффективности рекламного источника. Запомните на всю жизнь: каждая целевая группа потребителей имеет свои подгруппы, которые совершают акт потребления по правилам, присущим только этой группе! Сегментируйте потребителя и получайте дополнительную прибыль и проценты рынка!

Итог

Я рассказал о четырех наиболее волнующих меня проблемах непонимания менеджером структуры маркетинга, повлекших за собой проблематику в брендинге как таковом. Выбросьте все учебники и забудьте все, чему вас учили, – это не работает! Сейчас рынком правит манипулирование, сегментирование, публичность и маркетинговые стратегии увеличения лояльности потребительских групп бренда.

Кстати, для анализа конкурентности маркетинговой кампании воспользуйтесь сравнительным анализом конкурентных компаний. Причем не “их с вами”, а “их с другими конкурентами”, поверьте, узнаете очень много интересного и нового :)

Вопросы?

Комментариев: 20

Комментировать
  • 4 Март 2008 в 8:29

    Спасибо за живую, непосредственную, толковую и доходчивую статью!
    Статья очень импонирует своим подходом – лояльность как основа основ современного маркетинга. Более того, статья получилась актуальной не только с научных позиций, но и в практическом плане: клиентоориентированность ставится во главу угла – что полностью соответствует современным тенденциям.
    Приятно читать такие вещи :) Спасибо :)

  • 4 Март 2008 в 8:34

    Безумно приятно читать такие отзывы… :)
    Спасибо :)

  • 5 Март 2008 в 20:29

    Я присоединяюсь к первому отзыву. Мне тоже очень понравилось. Только нехватает совсем малость растолковать некоторые понятия и факты.

  • 6 Март 2008 в 0:42

    С удовольствием растолкую, какие понятия и факты вам непонятны? Я, конечно, пытаюсь писать максимально просто, но иногда, все же, появляются спец.выражение.

  • 11 Март 2008 в 0:58

    +1 ))

    Стенли, а что такое “бренд”? Самое путанное понятие – что только в него не впихивают((

    Здесь и там: “А потомушшшто мы – бренд!” С какого моментам что-либо или кто-либо может ставить добавить себе в резюме “Я-бренд”?

    Задвался этим вопросом в свете прошедших выборов…

    Писал у себя в блоге пост на тему…

    Неразберихи добавляет желание “понта” и покичится.

  • 11 Март 2008 в 5:51

    Бренд – это единственное оправдание компании перед потребителем за добавочную стоимость, и вместе с тем важнейшая из гарантий предлагаемая рынку. Только отношения к бренду, симпатия к рекламному образу бренда, служит константой для потребителя в выборе поставщика. Единственное чего бренд не может сделать сам – создать себя.

    Это моя цитата на Википедии:Бренд

    Не знаю уж кто настолько точно меня процитировал, но я действительно так считаю.

    А то, что социум привык называть брендом, это зачастую обыкновенная торговая марка служащая поставщиком конкретному потребителю. Консалтинговая компания Стенли Соммерсби – НЕ БРЕНД. ККСС – это, как я считаю, эталон CRM B2B компании предоставляющие услуги по развитию и становлению бренда в массах.

    Бренд – это массовый продукт. ККСС – это продукт не массовый.

    В сути как я уже сказал можно быть брендом, можно себя таким называть. Но бренд это гарантия слова. Интересно, многие ли компании считающие себя брендами держут данное слово? :)

  • 11 Март 2008 в 6:01

    Забавно, что обычно чтобы подчеркнуть свою уникальность менеджеры и говорят: “Мы есть бренд”. При этом нет уточнея, что “мы – бренд, потому что нас выбирает большинство”.

    Кстати, Стенли, как в таких случаях?…
    Например, Ferrari – бренд?
    А Linux?
    А FC Midlsbrow?

  • 11 Март 2008 в 6:41

    Знаете как мне один менеджер обьяснял почему мне домой нужен двухпроцессорный сервер высотой 1U?
    - Ну от тонкий, вы его поставите куда угодно. Да и вообще, это круто!

    Так вот, россия живет на понятии “круто”. “Мы бренда” = “Мы крутые”.
    а вы сами ответьте на свой вопрос. Подставьте к каждому названию слово “Круто” и если для вас это утверждение верное, то для вас это бренд :)

  • 11 Март 2008 в 10:10

    ага, самолюбие штука хорошая… а означает ли это, что исходя из

    Стенли Соммерсби не фига и не круто? :razz:

  • 11 Март 2008 в 10:12

    Пардон, коряво написал теги, имелась ввиду цитата :”Консалтинговая компания Стенли Соммерсби – НЕ БРЕНД.”

    А то что попало в цитату, прошу расценвать как вывод)

  • 11 Март 2008 в 10:18

    А вообще, здесь ключевые слова все таки “если для вас это бренд”.

    “Правда не то что правда, то что правда для тебя”.

    Бренд – это убежденность в том, что продукт действительно особеннй, верно?

  • 11 Март 2008 в 10:40

    А почему Стенли Соммерсби должно быть круто? То что я знаю очень много и умею это применять это не делает меня крутым. С таким же расскладом меня не делает крутым наличие неких аксессуаров, собственно, так же как и других людей…

    Нет, бренд это не убеждение. Бренд – это идеология. То есть Алфавит для Азбуки – СИЛЬНЫЙ БРЕНД. Проще говоря, Бренд это идеологический факт необходимости продукта или услуги. А там уже шагайте и расширайтесь :) Не всякий бренд выпускает качественный товар, но его идеология побеждает низкое качество продукта (Microsoft). Не всякий бренд производящий качественный продукт опирает на него рынок своих интересов (Apple).
    Не так уж много брендов производят дорогой продукт не опираясь на качество самого продукта (BMW и Mercedes). Не так уж много брендов делает продукт ориентированный на нужды потребителя (Danome и P&G). Я так могу до бесконечности перечислять :):)

  • 11 Март 2008 в 10:51

    “А почему Стенли Соммерсби должно быть круто? То что я знаю очень много и умею это применять это не делает меня крутым.”

    “Крутость” нужна, собственно, не вам – вы достаточно зравомыслящи, чтобы отделить зернаот плевел. “Крутость” нужна клиентам – им так спокойнее. Причины тут понятны.
    В этом свете “крутость” нужна и вам – если она один из аргментов в вашу пользу при выборе исполнителя, то это хорошо, таккак вы выполняете свою работу хорошо, а не абы как. Это, кстати, к идеалогии же отнести. Вообщем, можно свести к позиционированию и этичности.

    Вообщем, меня интересовала только практическая сторона…))

    Спасибо))

  • 11 Март 2008 в 11:15

    :) Это Вам спасибо за диалог :)

  • 11 Март 2008 в 11:55

    Статья, как всегда интересная :mrgreen: , по поводу определения Бренда:
    Это набор впечатлений и ассоциаций в голове потребителя.
    :mrgreen: :mrgreen:
    Лучшие книги на эту тему – у Вал. Перции.

  • 11 Март 2008 в 12:27

    У меня одна девочка спросила как я могу озвучить определение маркетинга, я сказал: “Маркетинг = манипулирование”.
    А она мне скопипастила определение которое надо выдать на экзамене преподу.

    Почему ты так уверен, что то что ты описал это и есть истинное определение бренда? Я, к примеру, не согласен.

    По твоему определению бренд это весьма понятный и описываемый образ, который каждый потребитель может сформировать или изменить. Не согласен, кардинально не согласен! Бренд это как минимум ассоциативная модель поведения.

  • 11 Март 2008 в 19:09

    Согласен.

  • 2 Июль 2008 в 1:04

    Хороших всем продаж.
    Статья – жива, интересна, но не нова, я думаю все кто работал с ТМ и пытался (или сделал) из них сделать бренды сталкивались с данными вопросами и (все кто РАБОТАЛ) навернека пришли к выводам:
    Эксклюзивность бренда – Что это ? разве может быть эксклюзивной нота ? а музыка – да.
    Маркетинг – управляющее звено ? (идеал). возможен только тогда когда есть идея далее маркетинг (все составляющие), и только потом создаеться компания (департамент). Кто то из Вас имел такой опыт? Поделитесь.

    Потребитель управляет рынком ? я очень сомневаюсь. Еще лет десять назад рынком (миром) управляли финансы (-сты). Теперь это маркетологи PR-щики …
    А вообще, кто такой потребитель – это я, ты он и она то есть по сути мы – тогда может быть да :grin:
    Потребителю нужны крепкие зубы ? Потребителю нужны биобактерии ? или пушистые и гладкие волосы ? нет ребята это мы их убедили, что без этого им не прожить. Так что прошу Всех это осознать и сделать рынок (мир) лучше, добрее, и правильней. Пока власть в Наших руках. :smile:

    при выборе каналов рекламной коммуникации следует исходить из бюджета кампании и целей рекламной кампании – я лично скажу сразу бюджет не может и не должен быть отправной точкой, бюджет должен предоставить маркетолог после маркетингового плана… со словами “я гарантирую достижение целей после вот таких действий и стоить это будет … (конечно эта цифра макс. но мы попытаемся вписатся в 50% от этой суммы)… я не встречал людей которые увидев результат не смогут найти деньги (если такие есть, то значит результат вообще не нужен (а так просто подумали) либо Вы не убедительны.)

    Ребят, чего вы вцепились в это ничего не значащее слово “Бренд” нет я конечно тоже его люблю но разве имеет значение что это такое ? Как по мне гораздо большее значение имеют слова которые говорят покупатели о наших товарах, и это являеться предметом интерестных дискусий, а также методы магического превращения ТМ в бренды, (хотя, у каждого человека (ТМ) свой путь)
    Спасибо за то, что прочли, извините за мой русский (редко пишу на русском)

    :!: Стенли- Вам большой человеческий респект

  • 6 Сен 2008 в 6:19

    Если вы не уверены в своем вкусе, знайте: он у вас есть.

  • 23 Сен 2008 в 15:32

    Выбор из двух зол, подобен выбору из двух близнецов. Результат будет один – они родственники!

Комментируйте

Все поля являются обязательными

Мы можем помочь.

Вы считаете, что Ваш проект будет интересен нам? .