Предприятие раздает в качестве рекламы несколько образцов своей продукции. Облагаются ли эти операции налогом на добавленную стоимость? И можно ли принимать налог к вычету в полном объеме, если заранее неизвестно, какое количество образцов будет распространено в рекламных целях? Ответим на эти вопросы в нашей статье.
Рекламное распространение без НДС
Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг) освобождается от налогообложения. Но только если расходы на приобретение (создание) таковых не превысили 100 руб. Это следует из подпункта 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Данная норма действует с 1 января 2006 года.
Что же касается более ранних периодов, то здесь стоит обратиться к разъяснениям, данным в пункте 5 письма УМНС России по г. Москве от 31 июля 2001 г. № 02-14/35611. Там московские налоговики подтвердили, что обороты по передаче продукции во время проведения массовых рекламных кампаний не облагаются НДС. Данная точка зрения была поддержана и судьями (постановления ФАС Московского округа от 19 августа 2003 г. № КА-А40/5796-03П и от 17 августа 2006 г. № KA-A40/6401-06-1,2).
Как быть с вычетом?
При рекламном распространении товаров предметом пристального внимания налоговых органов становится «входной» налог на добавленную стоимость по такой продукции. Контролеры считают, что его нельзя принять к вычету, поскольку имущество было использовано для операций, освобожденных от обложения налогом на добавленную стоимость (подп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Данный вывод является обоснованным. Кроме того, в этом случае организация обязана вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых налогом операций. Так сказано в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Некоторые организации передают в рекламных целях единичные экземпляры продукции и не осуществляют иных не облагаемых НДС видов деятельности. В этом случае скорее всего есть возможность применить девятый абзац пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что всю сумму «входного» НДС можно зачесть в общем порядке, если доля расходов на производство не облагаемой этим налогом продукции не превышает 5 процентов от общей величины совокупных расходов на производство.
Нормируемые и ненормируемые расходы на рекламу
Перечень рекламных расходов содержится в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ и включает затраты:
- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), а также телекоммуникационные сети;
- на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин и др.
В налоговом учете такие затраты учитываются в составе прочих расходов в полном объеме. Затраты на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей, а также расходы на иные виды рекламы нормируются. Норматив составляет не более 1 процента выручки от реализации (без НДС).
Если неизвестно, сколько будет рекламы
А что делать, если не знаешь, какое количество продукции будет передано в рекламных целях? И соответственно, нет возможности изначально принять налог на добавленную стоимость к вычету в меньшем размере? Тогда сумма налога, приходящаяся на рекламную продукцию, подлежит восстановлению по мере ее распространения и пропорционально количеству распространенных экземпляров. Производится восстановление в том налоговом периоде, в котором экземпляры продукции были переданы в рекламных целях (подп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Суммы «входного» налога в этом случае относятся на затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.
Как подтвердить рекламный характер
Особое внимание следует обратить на подтверждение рекламного характера продукции.
То есть необходимо убедиться, что распространение образцов соответствует определению рекламы. Оно дано в статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и на его продвижение на рынке.
Соответственно, если информация адресована заранее известному кругу лиц, она не может быть признана рекламой. Такой позиции придерживаются специалисты Минфина России (), а также арбитражные суды. Например, арбитры не признали продукцией, передаваемой в рекламных целях, подарочные наборы, предоставленные конкретным поставщикам, клиентам, представителям госорганов и средств массовой информации (постановление ФАС Московского округа от 28 апреля 2005 г. № КА-А40/3274-05).
Поэтому передача в рекламных целях небольшого количества образцов скорее всего не будет признана рекламой из-за отсутствия неопределенного круга получателей. Однако исправить данную ситуацию можно. Нужно представить документы о проведении рекламной акции, из которых следует, что продукция предоставлялась случайным лицам. При этом данная акция действительно должна быть проведена. Ведь инспекторы могут легко выявить фактический способ распространения продукции и их получателей. При соблюдении данных условий требование относительно неопределенности круга лиц соблюдается.
Стоит ли отказываться от льготы?
Если организационные издержки по ведению раздельного учета достаточно велики, предприятие может отказаться от предоставляемой льготы. То есть облагать налогом на добавленную стоимость реализацию рекламных образцов продукции независимо от суммы. Такое право предусмотрено пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса РФ. Для этого необходимо представить заявление в свою инспекцию в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого вы намерены отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
В этом случае передача всех рекламных образцов будет облагаться НДС. Но зато бухгалтер предприятия будет избавлен от раздельного учета, восстановления сумм налога и подтверждения рекламного характера выпускаемой продукции.
Рекомендую к прочтению:
- Цвет в рекламе и дизайне
- Фирменные наименования и их защита
- Сколько должен стоить доллар?
- Продажа бизнеса: стоимость бизнеса
- Стоп – росту цен на проезд в метро
- Фух – сказал я, стирая пот со лба
- Ресторан как товар – зачем и как
- Пять оснований не отдавать кредит
- Как продать «семейный» бизнес
- Логотип фирмы: расходы или нематериальный актив?