Консалтинговая компания Стенли Соммерсби

Логотип фирмы: расходы или нематериальный актив?

Сделать свое имя узнаваемым стремится любая организация. Один из путей достижения этой цели - создание фирменного логотипа. Естественно, при его разработке возникают определенные расходы, например услуги студии дизайна. Можно в бухгалтерском учете сразу списать стоимость логотипа или же нужно учитывать его как нематериальный актив? Обоснованы ли такие расходы, если создавать нематериальный актив не планируется? Нужно ли зарегистрировать свой логотип как товарный знак, чтобы защитить будущий бренд от незаконного использования?

Учет, налоги, право

ПРОБЛЕМА: сделать свое имя узнаваемым стремится любая организация. Один из путей достижения этой цели - создание фирменного логотипа. Естественно, при его разработке возникают определенные расходы, например услуги студии дизайна. Можно в бухгалтерском учете сразу списать стоимость логотипа или же нужно учитывать его как нематериальный актив? Обоснованы ли такие расходы, если создавать нематериальный актив не планируется? Нужно ли зарегистрировать свой логотип как товарный знак, чтобы защитить будущий бренд от незаконного использования?

УЧЕТ

Бухгалтерский учет затрат на создание логотипа будет зависеть от того, какое решение примет руководитель в отношении регистрации исключительного права на бренд. Если исключительные права не будут регистрироваться, то произведенные расходы можно сразу списать. В учете будет сделана проводка:

Дебет 44 (26) Кредит 60
- отражены затраты на разработку логотипа.

В случае когда логотипу суждено стать исключительной собственностью, все расходы собираются на счете 08-5 «Приобретение нематериальных активов». Именно на этом счете формируется первоначальная стоимость нематериального актива. При получении документов, подтверждающих исключительные права на логотип (свидетельства на товарный знак), он становится нематериальным активом (п. 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»). В этом случае бухгалтер сделает следующие проводки:

Дебет 08 Кредит 60
- отражены затраты на разработку логотипа.

При регистрации товарного знака взимаются госпошлины. Их сумма также увеличит стоимость будущего актива:

Дебет 08 Кредит 76
- отражено обязательство по уплате пошлин;

Дебет 76 Кредит 51
- уплачены пошлины.

После регистрации логотип переводится в состав нематериальных активов:

Дебет 04 Кредит 08
- товарный знак учтен в составе нематериальных активов.

НАЛОГИ

Если фирма зарегистрировала свой логотип, то исключительное право на товарный знак в налоговом учете относится к нематериальным активам (п. 3 ст. 257 НК РФ). Стоимость таких активов, превышающая 10 000 рублей, погашается путем начисления амортизации.

Даже если регистрации исключительных прав не планируется, обоснованность названных расходов в целях налогообложения прибыли, по нашему мнению, имеет место. Использование логотипа предусмотрено обычаями делового оборота. Узнаваемость компании напрямую связана и с объемом продаж. Кроме того, деятельность коммерческой организации направлена на получение дохода, значит, затраты, связанные с этой деятельностью, экономически оправданы. Их можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ПРАВО

Итак, что же с точки зрения права представляет собой логотип и как обеспечить ему надлежащую правовую охрану? Для этого обратимся к гражданскому законодательству. Напомним, что в состав предприятия входят в том числе и права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги. А именно права на фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания (ч. 2 ст. 132 ГК РФ). На такие средства индивидуализации у юридического лица может возникнуть исключительное право (ст. 138 ГК РФ).

Товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц (ст. 1 закона о товарных знаках*). Этот знак может использоваться как на товарах и их упаковке, так и в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках (ст. 22 закона о товарных знаках). Законодатель не ввел ограничений на внешний вид товарного знака. Поэтому он может представлять собой любые обозначения и их комбинации в любом цветовом решении (ст. 5 закона о товарных знаках). Например, включать в себя как словесные (название организации), так и изобразительные компоненты.
Чтобы логотип охранялся как товарный знак, его нужно зарегистрировать. Для этого надо подать заявку в Российское агентство по патентам и товарным знакам. За рассмотрение заявки придется заплатить госпошлину. Роспатент проведет экспертизу заявки и, если она даст положительный результат, выдаст свидетельство о регистрации в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ (ст. 3 и 14 закона о товарных знаках). Такая регистрация действует 10 лет.

Во время действия регистрации иные лица не смогут использовать ваш товарный знак без вашего разрешения. Это и означает, что на знак у вас возникнут исключительные права (ст. 4 закона о товарных знаках).

* Закон РФ от 23.09.92 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Рекомендую к прочтению:

  1. Креатив и методы мозгового штурма
  2. Государственный маркетинг России — Интеллектуальный актив
  3. С днем рождения, Дмитрий Анатольевич!
  4. Что такое брендбук и гайдлайн?
  5. Реструктуризация бизнеса: опыт и подходы российских компаний
  6. Имидж против откатов
  7. Молодым здесь не место
  8. Находчивость: можно ли ей научиться?
  9. Методы манипулирования собеседником
  10. Когда исчезают бренды

В началоВ начало

Нет комментариев к “Логотип фирмы: расходы или нематериальный актив?”

Комментируйте