Креатив (анг. creative) - созидательный, творческий процесс формирования и воплощения оригинальной идеи. Жаль, что эти идеи нельзя патентовать.
Креатив - это относительно уникальное сочетание выразительных форм необходимое для достижения определенной цели, рассчитанное на восприятие целевой аудиторией, и, в частных случаях, управление ее поведением.
Креатив - это создание рекламного слогана и яркого образа, помогающего донести рекламный посыл до потребителя.
Креатив - синоним слов “творчество, выдумка, оригинальность, удачное решение” и т.д. В большинстве случаев слово “креатив” связывают с рекламой. И не зря, так как половина успеха рекламной кампании зависит от креатива. То есть от того, насколько хорошо рекламный посыл реализован в лозунги, рекламную продукцию, политику размещения. С помощью креатива рекламная кампания в силах максимально точно выполнить стоящие перед ней задачи. Эта некая услуга, которая продается рекламным агентством клиенту. Это разработка идей реализации рекламной кампании с целью донесения рекламного послания до целевой аудитории. Конкретное выражение такого креатива зависит от среды (media), в которой будет происходить рекламная кампания.
Креатив существует в двух видах:
1. Чистый креатив - это работа, например, художников, где используется незамутненный творческий потенциал одного человека.
2. Командный креатив - это работа группы людей над проектом, где криэйтеру приходится адаптировать свои идеи, мысли к соотношению со строго поставленными требованиями. Например разработка проекта судна, проведение рекламной кампании или создание web-сервера.
В случае, когда креатив является только частью большого процесса разработки, оказывается выгодным использовать аутсорсинг. Часто бывает, что аутсорсинг в дизайне неплохо помогает дизайнеру считается нормальным, так же можно поступить и с креативом.
Процесс творчества - это настройка собственного мозга на одну частоту. Как только настройка произошла, мысли идут одна за другой. Для того чтобы настроить себя, необходимо следовать определенным правилам.
Если человек не сосредотачивается, ни с кем не говорит (в том числе с диктофоном) и ничего не пишет, не эскизирует, то его мысли находятся в сумбурном состоянии. Они перескакивают с одного направления на другое. В такой ситуации возникает множество новых идей, но из-за того, что на каждой конкретной идее мозг проводит слишком мало времени, то появление идей носит случайный, хаотичный характер и вероятность формирования определенной концепции невелика, но возможна, особенно в экстренных случаях.
Существует огромное количество видов творческой деятельности. Если хорошо присмотреться, то можно заподозрить любой вид деятельности в креативной составляющей. Если пойти еще дальше, то можно сделать вывод, что все, что делает человек, в результате сводится к творчеству, к креативу.
Приведу несколько примеров методики мышления для решения изобретательских задач.
Методы психологической активации творческого мышления:
Мозговая атака
На решение задачи отводится 2-4 часа, при этом, чем фантастичнее предложенная идея, тем лучше. Правило - невозможного нет. Любая критика недопустима. Все идеи зарисовываются в виде набросков (форма клаузуры). Используются приемы инверсии - сделать наоборот, аналогии - так как в другом решении, эмпатии - считать себя частью объекта и выявить все свои чувства и ощущения, фантазии - сделать необыкновенное.
Метод контрольных вопросов по A. Осборну
Какое новое применение техническому объекту можно предложить, как модифицировать известные способы применения? Возможно ли решение изобретательской задачи путем вращения предмета, сокращения? Какие модификации возможны при изменении формы, цвета, размеров, местоположения, ориентации? Что можно присоединить, сменить, переменить, заменить? Что, если изменить материал, технологический процесс, источник энергии? Что можно преобразовать, поменять местами? Что можно перевернуть наоборот, перевести плюс в минус? Какие новые комбинации элементов возможны?
Вопросы по Эйлоарту
Перечислить все качества и определения объекта. Выделить главное, перечислить все недостатки, придумать фантастические аналоги, попробовать различные виды материалов и энергии. Узнать мнение непосвященных. Устроить групповое обсуждение. Попробовать национальные решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее пекинское, расточительное американское, сложное китайское, глупое… Жить с проблемой, жить в стимулирующей обстановке (обклеить все стены яхтами. В воображении залезть внутрь механизма. Узнать, кто решил эту проблему и чего он добился.
Метод фантограмм
Таблица, где вертикаль - показатели, горизонталь - приемы и изменения показателей.
Вертикаль:
1. вещество: химический состав, физическое состояние
2. микроструктура объекта (уровень 1,2,3)
3. направление развития
4. воспроизведение
5. надсистема (стул - интерьер)
6. энергопитание
7. способ передвижения
8. сфера распространения
9. уровень организации и управление
10. смысл существования (цель, назначение, функция)
Горизонталь:
а - увеличить, уменьшить
б - объединить, разъединить
в - сделать наоборот
г - ускорить или замедлить
д - сместить во времени вперед-назад
е - отделить функцию от объекта
ж - изменить связь между объектом и средой, включая замену среды
з - изменить количественный показатель
Десять принципов изменения показателей
1. Неология - использование процессов, конструкций, форм, материалов новых для данной отрасли или новых вообще.
2. Адаптация - приспособление уже известных конструкций, процессов, форм.
3. Мультипликация - (умножение) умножение функций и деталей системы.
4. Дифференциация - разделение функций и элементов системы.
5. Интеграция - объединение, сокращение, упрощение функций и форм элементов.
6. Инверсия - перестановка.
7. Динамизация - параметры (высота, длина, площадь, свет)должны меняться.
8. Аналогия - отыскивание и использование сходства, подобия элементов в целом различных.
9. Идеализация - представление идеального решения, от которого надо отталкиваться.
10. Импульсация - есть свойство - нет свойства.
Приемы повышения эффективности мозгового штурма по Юдит Рич
Поженить идеи. Иногда самые лучшие идеи получаются в результате объединения двух менее ярких идей. Возьмите форму из одного жанра, например MTV, и перенесите в другой жанр - может получиться. Играйте!
Окольные тропы. Поощряйте избегать очевидных тактик сообщения, которые обычно используют журналисты или специалисты по PR. Попробуйте пути передачи сообщения. Могли бы вы написать песню об этом? Передать сообщение по буквам из космоса?
Новости? Посмотрите сегодняшнюю газету, пройдитесь по разделам. Выберите какую-нибудь историю и позвольте вашему воображению разойтись. Попробуйте связать вашу тему с каждой из новостей.
Разыграйте роли. Назначьте участникам роли представителей целевой аудитории, соответствующей вашей задаче. При перемене точек зрения приходят новые решения.
Изобретите колесо. Вспомните наиболее успешные, оригинальные или забавные решения, ваши или чужие. Что можете вы заимствовать из них для вашей задачи?
Услыште. Предпримите вылазку из комнаты. Поговорите с вашими друзьями или членами семьи. Прислушайтесь к тому, что они говорят. Позвольте им направить вас в новом направлении.
Ассоциации. Попросите участников назвать первое слово, которое им придет на ум в ответ на произнесение темы штурма. Позвольте ассоциациям свободно вращаться.
Назад к природе. Многие проблемы можно решить, исследуя естественный мир вокруг нас. Если удастся увязать тему с природой, то привлекательность ее возрастет.
Вперед в будушее. Думайте о том, что будет, а не о том, что есть сегодня. Не ограничивайтесь текущей действительностью. Воображение не знает пределов. Изобретите будущее!
Обратитесь к себе. Подумайте о том, как предмет размышления мог бы касаться того, что случилось или могло бы случиться в вашей жизни. Думайте о том, как бы он повлиял на вас или на кого-то из ваших знакомых. Как бы вы убеждали их, скажем, по телефону?
Вспомнить прошлое. Изучите ваш собственный жизненный опыт. Вспомните, что удивило вас? Что оставило впечатление? Как можно перенести ту вашу эмоцию на вашу тему?
Дурацкая идея. Прямолинейное мышление не может обнаружить скрытые идеи, лежащие в стороне. Вместо того чтобы напрягаться, расслабьтесь, смейтесь, и такой дурацкий подход поможет вам двинуться в новом направлении.
Спросите “Почему?” Исследуйте проблему так, как бы это мог сделать ребенок. Задайте очевидные вопросы. Найдите интересные ответы. Превратите это в тактику.
Будьте проще. Упростите идею. Выразите ее в 10 словах или даже в меньшем количестве слов. Чем легче ее можно будет понять, тем легче можно будет продать ваш товар.
Метод от противного. Великие озарения могут наступить, если вместо размышлений о том, как сделать что-то, попробовать решить вопрос, как не делать этого. Вам надо распространить информацию о новом туристском маршруте?
Подумайте о том, как сохранить это в тайне!
Нарисуйте это. Предложите участникам сделать их следующее предложение в форме рисунка. И пусть остальные пытаются истолковать рисунки.
Игра слов. Попробуйте по очереди превратить слово или фразу в каламбур. Кто-то из вас может сделать из нее нечто, стимулирующее вдохновение.
Оживить вещь. Унылый, неодушевленный предмет может стать более вдохновляющим, если вообразить его живым. Придайте ему черты индивидуальности. Как он будет себя вести? На что будет похож? Как будет звучать? Где будет жить?
Думайте глобально. Поднимитесь выше предмета штурма. Какие наиболее общие тенденции и концепции можно связать с вашей темой? Нельзя ли из них извлечь пользу для вашей задачи?
Получите удовольствие. Сеансы воображения должны быть счастливыми часами. Мы думаем более свободно в обстановке комфорта и удовольствия. Поощрите смех, начните с игр или веселых упражнений.
Повторение - мать учения. Самые первые идеи в мозговом штурме часто недооценивают. Может быть, потому, что они приходят легко. Пересмотрите ваши первые записи еще раз - вероятно, вы найдете в них нечто ценное.
Популярность: 5%