Актуальна для вашей компании тема слияния или нет, но информация об этом будет интересна – факт.
Слияния бывают трех типов:
- Поглощения – приобретение компанией независимого от нее юридического лица и установление над ним корпоративного контроля без инкорпорирования его в свою структуру: через управление конрольного пакета акций и участия в органах управления приобретеной компании и т.п. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех или контрольного пакета акций предприятия на бирже или внебиржевом рынке, что означает приобретение этого предприятия. Поглощающая компания по отношению к поглощенной становится “материнской” компанией, и, соотвественно, поглощенная поотношению к поглотившей – “дочерней”. На принципе поглощения корпоративного контроля основывается, как правило, построение холдингов.
- Недружественное слияние – Практически тоже самое, что и “поглощение”, но недружественные слияния сопровождаються присоединением компании к головной компании с переносом менеджмента в головной офис.
- Дружественные слияния – объединение компаний в одно юридическое лицо с разделением между руководством компаний пакета акций по установленным договорными соглашениями процентному активу. Применяется для деконкурирования рынка и укрупнения.
Сейчас я хочу рассказать о “Дружественных слияниях” и актуальности такого типа развития бизнеса во время кризиса ликвидности, который сейчас бушует в мировой экономике.
Дружественные слияния
Многие компании имеют развитые региональные сети, которые притерпивают от снижения спроса и как следствие снижения ликвидности. Принятие решения о слиянии компаний, это ответсвенный и очень не простой шаг для бизнеса любого формата и масштаба. Алгоритмизация такого решения составляет несколько шагов:
- Выбор компании, которая является конкурентом по рынку и находиться на не ниже чем 5 позиций от вашей компании по доли рынка;
- Формирование предложения о слиянии с развернутым маркетинговым анализом и примерным прогнозированием дальнейших действий по глобализации и укрупнении компании;
- При получении согласия от колег, необходимо четко обговорить и зафиксировать доли компании, которые разделяются по акционерам и состав совета директоров в объединенной компании.
- Выбрать юридическую компанию, которая предоставляет услуги Mergers & Acquisition (или M&A, а в простонародье – Слияния и поглощения);
- Составить договор и перейти к следующему шагу.
Пункт 4 и 5
Могу из собственного опыта сказать то, что не стоит такую сделку доверять собственным юристам. Юридическая компания хоть и обойдется дороже чем собственный персонал, но качество услуг и скорость реагирования на вашу задачу несравненно выше. Да и пускай занимаются компании, которые ставят это как профессиональную услугу, чем человек, который “должен почитать”.
Пункт 3
Я так пошел по высходящему, чтобы последним оказался самый важный пункт. Делить доли компании я предлагаю либо по доли капитализации за последние 3-5 лет, либо по номинальной договоренности. То есть если компания FirstComp за последние три года заработала 30 млн евро, а компания SecondComp 70 млн, то акции распределяются 30% акционерам компании FirstComp, и 70% акционерам компании SecondComp. Это делается обменом 100% акций компании FirstComp на 30% компании SecondComp. Хотя можно создать управляющую компанию и доли новой компании разделить между акционерами, а обе компании передать под управление управляющей компании, но этот путь не самый лучший.
Пункт 2
На практике, я всегда предлагаю компании провести маркетинговое исследование о ситуации на рынке и тендеционный анализ, в котором описаны все плюсы и минусы компаний. Также в пункт №2 входит предварительный план действий, который будет реализован на рынках компаний, и объяснение, что в итоге получат компании от этого слияния.
Пункт 1
Почему именно “не ниже чем на 5 позиций”? Да потому что слияние должно быть не меценатством, а бизнес-процессом, который увеличит капитализацию компании и значительно увеличит долю рынка. То есть если объединяются две компании из первой десятки на рынке, то общая доля рынка их активов должна вывести объединенный проект на 2-4 место.
Выбор компании для слияния должен быть подтвержен исследованием, а сама компания должна иметь схожую форму управленческого менеджмента и маркетинговые цели. Если этого не будет, то с большой вероятностью могу сказать, что этот союз принесет больше расходов на первоначальной стадии.
Пункт 0
Этот пункт станет рекомендацией, и заключается она в том, что перед тем как подписывать договора необходимо спросить у антимонопольного комитета о том, не противоречит ли такая сделка антимонопольному законодательству. В принципе можно и не спрашивать, но посоветоваться с юристом по антимонопльному законодательству (кому надо, могу порекомендовать такого) обязательно стоит.
Объединяемся
Предствим, что вы уже находитесь на стадии подписания договора о слиянии с некой компанией и только теперь наступает самый ответственный и сложный этап. Этот этап в нашей компании условно называется “Market Milstone” или просто “Порог”.
Большинство сотрудников понимают, что при слияниях стоит ожидать сокращения персонала и оптимизацию трудового ресурса. Это порождает массу проблем для руководства и сопротивление персонала при слиянии. Будем считать, что в вашей компании нет профсоюза и никто при массовых увольнениях бастовать не будет. Но именно на стадии “порог” надо учитывать эти обстоятельства и разрабатывать концепцию преодоления сопротивляния.
Стадия Market Milstone примечательна также тем, что она сопровождается массовой активностью внешних и внутренних консультантов, которые строят стратегии и решают новые задачи, такие как:
- Какая будет форма коммуникации высшего и среднего менеджмента в обновленной компании;
- Как будет производиться логистика по новым торговых точкам и как сделать так, чтобы локальные тренды не снизили свои продажи из-за новых;
- Как будет производиться коммуникация между “соответсвующими” менеджерами;
- Как должна измениться программа мотивации, чтобы максимально безболезненно и дешево преодолеть сопротивление персонала;
- Как изменяться соседствующие услуги;
- Как разработать программу слияния, так чтобы на этом заполучить еще больше клиентов и увеличить долю рынка;
- Как поведут себя клиенты, которые отказавшись от услуг компаний SecondComp по неким причинам, перешли на обслуживание в компанию FirstComp;
- Как модифицировать дочерние юридические лица и следовательно как производить их юридический и финансовый менеджмент;
- Как сформировать тренинговую и командообразующую деятельность компании, чтобы не потерять много времени и денег, в конце-концов кризис на носу;
- Кто будет владельцем, а кто будет приемником бренда (товарных марок и идентификаторов);
- Как измениться или будет нюансирована программа маркетинговых коммуникаций;
- И т.д.
Это вопросы являются крайне важными для реализации, и если ваш консультант говорит, что это излишне и не требует внимания – гоните его в шею.
Зачастую стадия Market Milstone длиться от 1 до 6 месяцев и формирует в компании единый центр управления, а также стандартизирует бизнес-процессы.
После этого, при положительном завершении всех этапов вы, как представитель совета директоров должны получить карту распространения компании, которая должна быть примерно на 60% больше чем карта распространения большей из компании. И уж только после этого вы сможете вздохнуть с облегчением наслаждаясь торпедированием вашего бизнеса и как следствия доходов компании.
Во время кризиса дружественные слияния компаний не редкое зрелище, хоть и покрыто тайнами. Сливаючись, компании получают больше активов и возможности для резкого развития в период стабилизации рынков. Так как возможность быстрого развертывания или переноса торговых площадей возростает, а финансовая составляющая таких процессов из-за низкого спроса на торговые и офисные помещения позволяет экономить инвестиционные средства, что в совокупности позволяет получить дорогие “вещи” за “недорого”. Также, возротает возможность получения больших кредитов, так как у каждой компании есть кредитная история, а совокупность банковских гарантий может дать возможность получения большего кредита, чем смогли бы получить обе компании поразнь.
Слияние компаний, также важно как гарантия стабильности и развития компании для персонала и клиентов. Я уже писал, что нет ничего лучше во время кризиса как консолидация бизнеса. Дружественные слияния – это наилучшая из консолидаций.
Я готов ответить на все вопросы кроме спама! :)
Комментариев: 2
КомментироватьОчень поучительная статья. Спасибо Сергей!
статейка интересная, пишу диплом на тему PR-коммуникации в сделках M&A (на примере слияния урса и мдм), сколько инфо не смотрела везде пишут про пиар сопровождение в сделках поглощения (о вертикальном типе)….я ведь прав-но поняла, что основные PR-коммуникации (внутренние) должны быть напрвлены на создание органичности персонала-при слиянии двух организаций…ну и на СМИ и на широкую общественность…вот только возникает вопрос какую коммуникацию направить инвесторам, кроме как презентации (например, на страницах сливаемых орг-ций)….?????