Для постоянных читателей не будет новостью, мои убеждение в том, что пришло время покупать бизнес. Но в подтверждение своей позиции я решил написать отдельную статью на эту тему, но расскрыть в ней отдельное направление сделок M&A – “divestments buying”. В первом квартале 2008 года, был зафиксирован резкий спад сделок M&A. Отчасти из-за несостоятельности банков полноценно финасировать сделки в разгар кредитного кризиса, отчасти из-за прагматичности бизнесменов, которые расчитывали, что во время кризиа стоимость компаний снизиться до минимума. Однако, уже достигнут пик кризиса ликвидности и сейчас стоит задуматься о целесообразности расширения финансовых и региональных границ вашего бизнеса и при наличии резервных средств возродить интерес к направлению M&A. Проводимые исследования компанией БКГ (Boston Consulting Group), показывают, что M&A на низшем уровне корпоративной стоимости представляет больший интерес для корпораций и имеет более высокие шансы на добавление акционерной стоимости и прибыли. Исследование БКГ было основано на анализе более чем 400 тыс сделок, проводившихся на протяжении последних 27 лет с особым упором на чуть более 5 тыс компаний, которые преобретались для расширения или усиления внутренних бизнес-интересов. Спад M&A сделок пришелся на периоды медленного роста, то есть на средину 2007 года. Но при этом, они стали в два раза эффективнее для получения долгосрочных результатов и в среднем на 14,5% увеличили стоимость акционерного капитала компаний покупателей. Покупка компании типа “divestments” (компании, которые преобретаются для синергии производственных процессов под одним брендом) имеет меньший срок возврата капиталовложений, чем покупка компании предлагающей полипродукт. Возвращаемая в краткосрочной песпективе прибыль от покупки целой компании, в среднем, колеблется на отметке 1,5%. При поглощении компании или подразделения типа divestments возврат прибыли составляет от 13% до 17% за первый год работы, в периоды экономического спада. Эти цифры говорят о том, что покупка доли или целой компании для создания полностью подконтрольного вспомогательного бизнес-процесса – это лучшая из явных инвестиций во время кризиса. В среднем, 58% покупателей divestments увеличили долю активов, по сравнению с 32% покупателей целых компаний. Вместе с тем, кто планирует, скупать предприятия по дешевке, при сегодняшнем кризисе, и продать их позже, да подороже, по всей видимости, будет разочарован. Дело в том, что спад интереса к M&A обусловлен более сложными причинами, чем какой-то кризис ликвидности. Эти причины укладываются в ранг сложных процессов реформирования оборудования, которое стоит на предприятиях и зачастую были приобретены в лизинг. Так уж сложилось, что покупая производственные мощности владелец предприятия делал это под совершенно определенный продукт, а так как концерны и корпорации имеют свои технологии производства и технологический парк, который может на достаточно высоком уровне схожести произвести указаный продукт, то становится очевидным, что дополнительные расходы уменьшат не только ликвидность сделки, но и уыеличат время запуска линии, что снова же недопустимо на текущий момент. С другой стороны, приобретение divestments значительно снижает расходы на промежуточный процесс, который обеспечивается приобретаемой компанией. Но в этом случае, необходимо оценивать предприятие с точки зрения нереализованного потенциала, что в свою очередь становится пролемой для новичков рынка M&A. Мы уже отметили небольшой рост на некоторых рынках Европы и как только он проявил себя, так сразу активизировались инвесторы желающие приобрести доли компаний. Это говорит о том, что сейчас инвестор ищет наиболее быстро восстановимые сферы рынка и поэтому готов инвестировать в то, что будет востребовано в ближайшей перспективе. Давать какие-либо прогнозы рановато, я думаю, что более менее правдивые прогнозы можно будет определить сразу после новогодних праздников. В любом случае, замечу, что после Нового Года должна произойти корректировка потребительских нужд с чем будет связана очередной виток слияний и поглощений на всех рынка мира.
И на завершение
Ключом к успеху, для потенциальных покупателей, является, как правило, высокий финансовый показатель компании, но относительно низкая рентабельность. Все инвесторы реалисты и если вы M&A директор, но питаете отличные иллюзии, акситесь!
Рекомендую к прочтению:
- Китай — кризис кончился, настало время штурмовать ад
- Sommersby Business School™ – настало время профессионалов
- Бизнес во время кризиса
- Слияния во время кризиса
- Сбережения во время кризиса
- Бизнес-сканер
- HR во время кризиса
- Страховой бизнес России и ВТО
- Бизнес-план – основные вехи
- Государство во время кризиса
Комментариев: 3
КомментироватьБлог понравиля, буду почаще сюда заглядывать!
Ни БКГ, ни маккинси не оповестили своих клиентов о грядущем кризисе.
Отчего же исследования и данные что сейчас выпускают БКГ являются авторитетными? Монетку подкинуть тоже можно, будет дальше хуже или лучше, вероятность такая же.
Уважаемый Lazio.
Я говорю о другом, есть тенденционное исследование. Я читал это исследование оно растеклось на 240 страниц, основные факты приведены тут. То есть менее 1% есть полезным для читающего. Я бы не сказал, что они являются авторитетными, они всего лишь наполнили мою статью фактами.
О грядушем кризисе предупреждали мы своих клиентов. Даже предупреждали те компании, которые хотели стать нашими клиентами. Мы также предупреждали те страны, что являются нашими клиентами и поэтому в них кризис был менее разрушителен чем в других. Если взять Россию, Украину и Белорусь, то тут нас вообще не захотели слушать. Почему не предупредили БКГ и Маккинзи, видать, они не знали о нем.
Сейчас на Украине работает компания BlackStone, у которой нет никакого антикризисного опыта, но зато они рекомендованы МВФ.
Поверьте мне, очень не много консалтинговых компаний имели полноценный информационный повод говорить о грядушем кризисе, но те кто имел они не входят в преступные ассоциации афилятов от МВФ, МБ и др. и их мнение не является апприорным.
Исследование, они крайне редко несут полезную информацию. Надо быть клиентом сильной независимой команды, которая работает на международных рынках и владеет информацией от первоисточника, а о такой информации в блогах не пишут, все же это деньги компании.
Вы правильно все говорите, но не преувеличивайте роль исследования для бизнеса.
За комментарий спасибо!