На мой взгляд, от вступления России в ВТО на российском страховом рынке ровным счетом ничего не изменится. Трудно представить, что какая-то иностранная компания сможет опередить нас где-нибудь в российской глубинке. Большинство ограничений на владение иностранцами страховым бизнесом в нашей стране сняты, членство в ВТО ничего не добавляет: и Allianz прекрасный пример того, как можно работать в России. Если завтра крупнейшие иностранные страховщики захотят купить акции российской компании, они будут здесь. И чем больше таких “ледоколов”, тем больше и взрослее будет наш рынок.
Я не думаю, что приток иностранного капитала будет носить массовый характер. Обратите внимание, как отечественные компании избирательны и капризны при покупке российских балансов… Можно представить, насколько это будет трудно с точки зрения корпоративной культуры западным игрокам. Поэтому, я думаю, приход иностранцев в ближайшие 2-3 года будет ощущаться в пределах Садового кольца, вряд ли произойдет экспансия в национальном масштабе.
В переговорах по ВТО, государство добилось возможности предоставить российским компаниям разумные протекционистские меры, в частности, иностранным страховщикам будет разрешено открывать прямые филиалы только через 9 лет, что является целой эпохой по сегодняшним меркам. Это разумный протекционизм и весьма важный успех, которого достигло государство в отстаивании своих преференций по отношению к российским страховщикам. Ведь за 9 лет все, кто имеет стремление, сможет окрепнуть, капитализироваться, и стать реальными конкурентами иностранным компаниям.
В любом случае, то обсуждение, которое было посвящено ВТО, явилось своеобразным катализатором ускорения всех процессов – и конкурентоспособности, и капитализации банков и страховщиков – во многом это сыграло свою положительную роль. Мнимый страх перед вступлением уже оказал свое воздействие.
Я считаю, что 9 лет – более чем достаточный переходный период, за который страховщики смогут “заглянуть вглубь себя”: повысить свою капитализацию, более серьезно развить ритейл и, таким образом, подготовиться к условиям мировой конкуренции. Главное, чтобы сохранялся основной принцип ВТО – создание равных условий для всех конкурентов, и филиалам предоставлялись точно такие же условия, которые действуют по отношению к юридическим лицам. Присоединение России к ВТО потребует внесения достаточно масштабных изменений в законодательство.
Я надеюсь, что страховое законодательство не будет забыто. К сожалению, только последние 3-4 года страховое законодательство стало видоизменяться и соответствовать уровню развития рынка. До этого мы “жили” по старому закону, который отставал от темпов развития страхового рынка. Надеюсь, что такая ситуация не повториться и законодательство и рынок будет идти в ногу со временем.
Что касается минусов:
Похоже, что национальным страховым рынком. Во всяком случае, такое впечатление складывается после заявления вице-президента Американской страховой ассоциации (ALA) Дэвида Снайдера. В распространенном 13 ноября пресс-релизе он заявил буквально следующее: “Соглашение в принципе намного лучше стартовой позиции России в части филиалов, обязательных видов страхования и страховых капиталов. Оно обеспечит взаимные выгоды для России и членов AIA. Мы долго стремились к этому соглашению по страхованию, оно поможет России развиваться в экономическом и демократическом планах… Благодаря усилиям американского правительства, Россия взяла на себя больше обязательств по работе в страховом секторе, нежели в переговорах с другими членами ВТО”. Как говорится, конец цитаты.
Что же это за условия, намного лучшие, чем стартовая позиция России в начале переговоров?
Заблаговременно было известно, что правительство страны позволит иностранным страховым компаниям работать на нашем рынке через филиалы, а не через “дочерние” структуры, как это осуществляют сейчас иностранные банки. Эксперты объясняли это слабостью страхового лобби и силой банковских лоббистских структур, а также тем, что американская страховая ассоциация как раз обладает огромным влиянием на политическую власть в США. И подчеркивали, что приход в Россию филиалов крупных иностранных страховщиков может привести к вытеснению национальных компаний из наиболее прибыльных сфер страхового бизнеса – например, из страхования жизни. “Западникам” будет тем более легко занять здесь ведущие позиции, потому что страхование жизни по определению подразумевает привлечение “длинных денег” и, следовательно, сопряжено с необходимостью дешевого фондирования. Иностранному “крупняку”, обладающему рейтингами на уровне “ААА”, не будет сложно занимать необходимые для рефинансирования портфелей средства на западных рынках капитала. А вот у российских компаний, многие из которых никакими рейтингами не располагают, с этим как раз могут возникнуть проблемы.
Но повторюсь: о том, что филиалы пустят на российский рынок, было известно задолго до того, как вице-президент Американской страховой ассоциации выступил с победной реляцией.
Рекомендую к прочтению:
- ВТО и туристический бизнес в России
- Государственный маркетинг России — информационная война
- Государственный маркетинг России — Культивируемые догматы
- Государственный маркетинг России — Интеллектуальный актив
- Государственный маркетинг или PR России
- Брендинг в России
- Проблемы франчайзинга в России и способы их разрешения
- Претенденты на Белый дом не являются друзьями России
- Куда катится бизнес?
- Бизнес-литература – мнение
Нет комментариев к “Страховой бизнес России и ВТО”
Комментируйте