Эстетика дизайна

Эстетика - направление философии, смыкающееся с искусствоведением. Разница между эстетикой и философией состоит в том, что целостное восприятие мира эстетика мыслит в понятиях: прекрасное, безобразное в которые всегда предметно воплощены пропорции, созвучия цветов, тонов, фактур и др. составляющие предметного дизайна. От искусствоведения эстетика отличается тем, что не ставит себе целью изучение отдельных эстетических объектов. Предмет эстетики - мир эстетических объектов в целом включая в себя и человека.

Что такое эстетика в дизайне?

Это эстетический анализ, эстетическая оценка произведений авторов, когда проектирование анализируется как концептуальное и символическое, где анализируются соотношения меры предмета и меры человека.

Пример:
Храм Амона Ра в Луксоре XV в. до н.э.
Храм, святыня, предмет поклонения отдален от человека. Храм - символ власти фараона предназначен производить впечатление на простых смертных. Все объемы работают на это. Храм трактует миф о божественном происхождении фараона в пользу государства. Уже сама дорога к храму оформляется так, чтобы произвести впечатление на идущего. Гигантская аллея сфинксов специально психологически настраивает. И вот взору открываются громадные пилоны, испещренные иероглифами. (Власть царя воспринимается как вечное, отсюда вытекает эстетика символов власти и используются “вечные” изобразительные материалы - гранит, песчанник).

Циклопизм олицетворяет вечную власть. Пилоны - своеобразные ворота храма пристроены позднее в ХIII в. до н.э. На них запечатлено грандиозное сражение, произошедшее в ХIV в. до н.э., начертана целая поэма о битве. (Прославление фараона и силы его бога-покровителя Амона-Ра. Фигура фараона при этом изображена раз в десять больше фигур обычных смертных). Рядом с пилонами стоят статуи фараона. Такое нагромождение обелисков (письмена на которых понятны только посвященным, что придает им магический образ), пилонов и статуй должно было ошеломлять зрителя и вселять в него страх перед могущественным и всесильным фараоном. Но это не все. Теперь предстоит войти в храм, где воображение поражает лес громадных колонн. (Ствол колонны символизирует ствол дерева, а громадная капитель как бы расплющивается под тяжестью небесного свода) Колонны с капителью в виде папируса символизируют собой заросли папируса, окружающего ритуальное место (Храм, выполненный в камне - слепок, след, символ ритуального места Вспомните проектирование знака), где пол символизирует обработанную площадку, колонны - стволы деревьев или другую растительность; где в ходе действия из окружающей действительности извлекается смысл. Думаю, что орнаментировали именно верхнюю часть колонны, чтобы простой смертный все-таки посмотрел наверх, проследив взглядом по стволу колонны и, задержавшись наверху, оценил масштабы сооружения. Потом капитель является узлом (вспомним композиционный узел) при соединении колонны с балкой, а в этом композиционном центре само собой напрашивается какая-нибудь доминанта.

Пример:

Причины популярности архаической эстетики в современном искусстве. Вещи, дошедшие до нас из глубины веков, поражают воображение и заставляют задуматься если не о их истории то во всяком случае об их первоначальном предназначении. Глядя на такой предмет мы изучаем руку автора и чувствуем тот личностный отпечаток, оставленный мастером. Это делает предмет интересным, привлекательным, “живым”. Такие предметы, в отличии от современных, глубоко символичны, более человечны и более приспособлены для “общения” с человеком. Это в связке человек - предмет имеет большое значение если не решающее. Возьмем к примеру палеолитических “венер”. Прежде всего - это символ, где ничего от личности, только женское начало (предельно просто и глубоко символично). Вещь, созданная таким образом, заряжается особой энергией, “оживает”, вызывает уважение, становится вечной т.е. ее принимают всегда и везде. В таком предмете всегда что-то скрывается. Ты не знаешь что. Тебе интересно. Вещь необычна. Чего не скажешь о современных “пустых” предметах. Они холодные, мертвые. Современные предметы могут быть эргономичными, но они неинтересны дальше своих функциональных характеристик и визуальных качеств. Вещь должна иметь свою “легенду”, а архаическая эстетика дает такую возможность.

Рекомендую к прочтению:

  1. …о веб-дизайне
  2. Цвет в рекламе и дизайне
  3. Студия веб-дизайна: секреты успеха
  4. Актуальный вопрос: Развитие и диверсификация
  5. Оригинальность ролика; эмоциональное воздействие
  6. Социальная информатика как инструмент анализа
  7. Диверсификация ресторанного бизнеса?
  8. Cпособы перехвата клиентов: Инструкция для перехватчика
  9. Классификация рисков: принципы и критерии
  10. Классификация рисков: принципы и критерии

В началоВ начало

Нет комментариев к “Эстетика дизайна”

Комментируйте



НазадНазад В началоВ начало