Консалтинговая компания Стенли Соммерсби

Как правильно провести мозговой штурм

Как за час получить сотню новых нестандартных бизнес-идей? Ответ напрашивается сам собой: провести “мозговой штурм”.

Мозговой штурм» — это процедура группового креативного мышления и средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Руководителем креативной группы на фирме часто бывает один из менеджеров.

Известно немало разновидностей схем мозговых штурмов. Здесь я предлагаю схему, рекомендуемую «справочником» для британских топ-менеджеров. Данная схема включает ряд фаз.

Подготовка

Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов. Например:

  • проблема — «как преуспеть на современном рынке?»;
  • проработка проблемы с помощью предложенных в предыдущем разделе вопросов;
  • выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;
  • тестирование всех появляющихся в поле сознания путей. Такая подготовительная работа дает возможность менеджеру оценить суть проблемы и сделать вывод о главных направлениях групповой работы.

Формирование креативной группы

Наибольший успех будет обеспечен при соблюдении следующих условий:

  • группа должна состоять примерно из десяти человек;
  • социальный статус участников должен быть примерно равным;
  • в группе должно быть всего лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме, чтобы предоставить полный простор воображению участников. Лица, обладающие специальными знаниями, слишком искусные в том или ином деле, нежелательны. Их стремление осмысливать высказываемые идеи в соответствии с имеющимся опытом может сковывать воображение;
  • обсуждение проблемы должно проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Участники должны быть в состоянии «релаксации». Кресла должны быть расположены по кругу. Стол не обязателен. Необходимо иметь две-три классных доски; руководитель должен председательствовать. Ему следует воздерживаться от давления на участников;
  • в группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют на бумаге высказывания и поведение ораторов.

Процедура мозговой атаки

Здесь выделяются три этапа:

  • Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему, например: «Как преуспеть на современном рынке?» Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.
  • Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно начинается новая вспышка идей. Если таковой не наступает, ведущий выдаст бланки с уточняющими вопросами вроде «Каким образом сокращаются издержки производства?» «Где кроются пружины конкурентоспособности?», ответы на которые порождают вспышку.

Заключение

Здесь могут иметь место два варианта:
«Классический» вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю. Однако, это не лучшая процедура завершения «мозгового штурма». В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части занятий.

Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками. Здесь используются различные приемы:

  • Участники разрабатывают критерии оценки идей. Эти критерии выписываются на доске, располагаясь по степени важности.
  • Выдвинутые идеи группируются по соответствующим основаниям, которые определяются содержанием идей.
  • Определяется наиболее перспективная группа идей. Каждая идея в этой группе оценивается в соответствии с критериями оценки.
  • Тестирование идей методом «от противного»: «Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится?»
  • Определяются наиболее «дикие» идеи, которые пытаются переделать в практически возможные.
  • Каждый участник как бы вновь проделывает «мозговой штурм» для себя лично, создавая на основе уже зафиксированных идей, нечто новое.
  • Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.
  • Распространение ценных идей о том, как преуспеть на рынке по сферам производства:

— планирование и прогнозирование;
— маркетинг;
— оперативное управление производством;
— управление персоналом.

Рекомендую к прочтению:

  1. Правила проведения тендера
  2. 10 правил: Как выбрать консультанта
  3. Десять золотых правил успеха в карьере - закон Соммерсби
  4. Основные правила брендинга
  5. Ющенко сжигает мосты. Остановить его может только превентивный ответ
  6. Примерный перечень новых технологий и товаров, которые можно предлагать для внедрения:
  7. Я вернулся - окончательно вернулся :)
  8. Сопротивления персонала при слияниях и поглощениях - преодоление
  9. Оригинальность ролика; эмоциональное воздействие
  10. Стратегии доминирования – Системная методология

В началоВ начало

Нет комментариев к “Как правильно провести мозговой штурм”

Комментируйте



НазадНазад В началоВ начало