От Вашингтона до Токио, от Google до РосНефть, везде и повсюду ширится лоббистская деятельность. Нанять на работу лоббиста или сотрудничать с “всемогущей” компанией желает каждая 4 компания в России и каждая 6 компания в мире. Но многие корпоративные умы до сих пор не понимают для чего им нужны услуги лоббистов, также не многие знают, что рынок government relation это не коррупционная сеть, а организованная высокоосведомленная группа компаний имеющая прямой доступ к высшим чинам чем обуславливает решением множества проблем и задач.
В наше время столицей лоббизма является Брюссель (Бельгия). Вашингтон (США) давно уступил свои позиции не только по количеству лоббистов на квадратный метр, но и важности решения вопросов. Так, к примеру, в Вашингтоне насчитывается 11 660 лоббистов (в Америке каждый лоббист должен быть официально зарегистрирован с полным перечнем оказываемых услуг), а в Брюсселе насчитывается порядка 15 000 лоббистов (закон о добровольной регистрации пока не вступил в силу, но, по всей видимости, не вступит никогда).
Помимо самого термина «лоббизм» и его производных (лобби, лоббист, лоббирование) широко используется понятие Government Relations (GR). В последние 6 лет данный термин активно используется и в нашей стране.
Определение термина «Government Relations»
На визитках специалистов по GR часто можно увидеть перевод термина «Government Relations», как «связь с правительственными организациями» (мы пишем просто «Лоббист»). Этот неточный перевод приводит к логичному выводу, что специалист курирует только органы исполнительной власти: аппарат Правительства и профильные для его отрасли министерства, конечно, зачастую так оно и есть, но это не правильная презентация персоны лоббиста. Понятие «Government» в указанном контексте следует переводить не как «правительство», а как «государственная система управления» в целом, которая включает все ветви государственной и муниципальной власти.
Government Relations и лоббизм
Несмотря на активное использование терминов как в научной, так и в профессиональной среде, крайне незначительное число специалистов понимают различия между ними: многие считают, что эти понятия идентичны, другие, – что одно включает в себя другое, и т. д. На мой взгляд лоббист и специалист по GR это один и тот же человек если не брать в расчет корпоративный лоббизм, но эта услуга крайне редка для европейского рынка следовательно о ней можно умолчать в этой статье. Но стоит заметить, что это могут быть разные по возможностям и выставляемым задачам люди если лоббист сторонняя организация, а специалист по GR - наемный менеджер компании.
Иерархия взаимодействия
Профессиональный лоббист взаимодействует в большей части с собственниками и акционерами компании, по заказу которой он работает. Директор же по связям с госорганами в компании подотчетен председателю правления. При проведении масштабных лоббистских кампаний весь департамент по связям с органами государственной власти работает в непосредственном взаимодействии с нанятым лоббистом, но на правах младшего партнера, лишь обеспечивая (сопровождая) его деятельность.
Технологии реализации заказа
Лоббист, имея доступ к чиновнику и получив определенный бюджет для реализации заказа, заинтересован в минимизации расходов и максимизации собственной прибыли. Конечно, бывают случаи, когда реализовать заказ удается «за бутылку коньяка» или другие незначительные подношения. Однако такие примеры были свойственны для 90-х или с чиновниками из самой низкой иерархии. Значительный пост в системе государственной власти, отвечающий, к примеру, за распределение бюджетных денег или регуляторику отрасли, получают в результате сложного многопланового политического торга, ключевыми аргументами которого являются финансовый и властный ресурс. Лоббист, понимая, что ключевой его ресурс – это доверие чиновника, возможность в неформальной обстановке обсудить «проблемы» и, следовательно, «решить вопрос», будет в достаточной мере щедр (если стоимость услуги не обговорена заранее), чтобы сохранить свое положение и в будущем. В зависимости от цены вопроса самыми распространенными способами передачи вознаграждения являются: наличные, через банковскую ячейку, через аффилированный с чиновником фонд или оффшор. Но чаще всего происходит передача «сути сделки» из рук в руки. Это позволяет обеим сторонам остаться максимально чистыми перед исполнительной властью. Стоит признать, что наиболее эффективные лоббистские технологии коррупционны и выходят за рамки Уголовного Кодекса РФ. Также не лишним будет заметить, что грамотный лоббист не позволит каким-либо образом запятнать честь заказчика и исполнителя, поэтому имена чиновников и названия компаний держатся в секрете до последнего момента.
Government Relations в лицах
Что касается Москвы, по нашим данным услугу government relation предлагают 4 компаний: «Консалтинговая компания Стенли Соммерсби», «Cassidy & Associates CIS», «Никколо-М» и «ИМА-Консалтинг». Первая и вторая международные лобби-компании, третья специализируется на избирательных кампаниях и политическом консалтинге, четвертая организовывала выборы 2008.
Предложение
Стандартное предложение компаний заключается в «проталкивании» договоров, законопроектов и снижении давления со стороны государства на бизнес. Также, в стандартный пакет входит лоббирование интересов компании во всевозможных инстанциях, помощь в участии в гос.тендерах и, конечно же, сотрудничество с государственными органами, торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями в целях обеспечения максимально комфортных условий для деятельности компании-клиента.
Следует понимать, что не существует видимых или невидимых границ для лоббизма в гос.органов. Следует помнить, что порой даже самый прекрасный юрист не сможет защитить компанию, а самый виртуозный маркетолог не сумеет технично, качественно и быстро представить мнение руководства компании перед органом законодательной власти.
Мотивация
Институт лоббизма развит, отрегулирован и активно работает во всем мире. Это связано не только с желанием компаний максимально комфортно работать на рынке и развиваться по многим направлениям, но и с тем, что невозможно вести активно-доходный бизнес без привлечения или влияния на органы государственной власти.
Нанимать себе сотрудника или использовать возможности сторонней компании это дело личное, в любом случае, каждая компания должна понимать, что рано или поздно ее бизнес натолкнется на «не решаемый вопрос» и единственное, что ей останется, это обратится к лоббистам за помощью. Если же вы считаете свою компанию более-менее крупной, ваши конкуренты вовлекают вас в «корпоративные войны» и/или в числе клиентов/поставщиков вы хотите видеть государственную организацию, то в первую очередь подумайте о сотрудничестве с профессиональным лоббистом.
При подготовке материала использованы данные: Europa.eu WhiteHouse.org Raso.ru
Рекомендую к прочтению:
- Лоббирование и Коррупция - с чем мы боремся?
- PR - Public Relations
- Методы манипулирования собеседником
- По существу вопроса: становление PR
- Природа маркетинговых коммуникаций и управление продвижением товара
- Предложение антикризисного сотрудничества
- Создание больших рекламных кампаний
- Эффективное ведение бизнеса
- Клонирование бизнеса
- Цена имеет значение
24 Март 2008 в 20:39
“Пока мыслей не изрекал никто”. что-то мне подсказывает, что дельных мысле по топику не изречет никто.
Стен, частенько приходиться иметь дело с силовиками?
24 Март 2008 в 21:42
Да, достаточно часто…
Лоббирование это одно из ключевых направлений деятельности…
Под “силовиками” ты кого имеешь ввиду - ФСБ СВР ФАС?
25 Март 2008 в 2:14
они самые. на сколько я понимаю и знаю, эти ребята многое контролируют. И уж если речь идет о корупции с крыпными чиновникаи, то сталкиваться с силовиками приходилось.
хотя это может быть и закрытой инфой
25 Март 2008 в 2:51
:) Ну почему сразу “коррупция”? Были случаи, когда вопросы решали за новую районную школу, ремонт дорог, обустройство детских площадок…
Я ведь уже говорил: “нет нерешаемых задач, есть неприятные решения” :)
Задай вопрос лично, ок? :)
28 Март 2008 в 21:32
Силовики вещь неприятная!
28 Март 2008 в 22:15
Я бы не сказал, что они ВЕЩЬ.
Нормальные люди, не хуже чем все остальные… Просто надо уметь общаться с людьми, а не строить из себя ли из них то чего нет на самом деле…
14 Апр 2008 в 11:22
В независимом государстве Аллодияhttp://allodia.org ) вы можете пролоббировать пряником любой закон - и он будет законом.